Трезвый взгляд на историю развития психологии
Возможно, это покажется необычным, но сегодня меня потянуло окунуться в достаточно далекое прошлое – в период до нашей эры. В то время (преимущественно 6 – 4 веках до нашей эры) во многом закладывались как основы научных знаний, так и появлялись разные теоретические концепции, объясняющие общее мироустройство, жизнь человека, его становление и место в мире. Примечательно, что именно тогда, как посчитали уже теперешние ученые, можно было отметить новую область знаний – психологию как науку о душе. Разумеется, древние философы-мыслители, вроде Гераклита Эфесского, Парменида, Демокрита, Анаксагора, Протагора а позже – и Сократа, Платона и Аристотеля не подозревали, что их измышления будут пониматься как изучение души в полном объеме – они скорее просто изучали мир, выдвигая свои философские концепции, которые нынче считаются по меньшей мере психолого-философскими. Трудно переоценить их вклад в развитие знаний о человеке – если разобраться, то почти все принципиально правильные предположения о психике человека и устройстве мира были выдвинуты уже в то время, так что не очень понятно, чем занимались психологи в более позднее время, особенно, начиная с 20 века и дальше. Смотрим: Гераклит Эфесский выдвинул идею о том, что Космос – нечто живое и постоянно изменяющееся, владеющее собственной огненной душой, а душа человека – искра этого большого огня. Чем не картина единства всего живого в мире? Изучение себя для Гераклита заключалось в познании Логоса – вселенского закона, управляющего всем миром. Далее – Демокрит. Он предположил, что и человек, и все во Вселенной вообще состоит из атомов – это ли не революция в понимании устройства мира? Душа, по Демокриту, также состоит из атомов, то есть она материальна. Кроме того, Демокрит предложил идею причинности, заявив, что все события обусловлены другими событиями, а беспричинных явлений не бывает. Как верно отметил Демокрит, случайными люди именуют те события, причин которых они не знают, а на самом деле случайностей не бывает. Вот и детерминизм в чистом виде. Душа же им представляется как «орган» ощущения и мышления – и тут все правильно! (пусть и не совсем полно). Гиппократ – друг Демокрита, заложил основы исследования индивидуально-типологических свойств людей, разработав с поддержкою Демокрита учение о темпераментах, основанное на предположении о доминировании в организме человека того или иного типа жидкости – крови, слизи, желчи или черной желчи (сангвиник, флегматик, холерик и меланхолик соответственно). Забавно, что ученые возвратились к этому вопросу лишь в 20 веке! Теперь говорят о единой нейрогуморальной регуляции – вот вам и Гиппократ! Обратимся к Анаксагору. Он выдвинул интересную идею о том, что «…человек является самым разумным из животных вследствие того, что имеет руки». Ерунда, скажете? Вовсе нет: в наше время наиболее доказанными являются теории развития человека, напрямую связывающие развитие психики с особенностями анатомического аппарата человека. Тут уместно привести следующий пример: человек встал на две ноги не вследствие того, что поумнел, а потому и поумнел, что встал на две ноги. А вспомните, как развиваются махонькие дети, что пишут в учебниках по детской психологии – мелкая моторика, работа руками - исследование окружающего мира идет с помощью конечностей и развивает соответствующие мозговые центры. Как видим - еще одно открытие в актив древних мыслителей. Продолжим наш беглый экскурс в историю. На очереди основатель софистики – Протагор из Абдеры. Вы, нверняка, много раз слышали про софистику как умение с помощью различных логических уловок выдавать неправильные факты и доказательства за правильные так, что другой человек бывает просто принуждён принять такое разъясненье. Его еще называют «кривой логикой». Между тем, изначально учение имело иную направленность и лишь потом стало восприниматься негативно вследствие его искажения. Софистов интересовали не общие законы природы, а человек, и именно Протагор сказал, что «человек есть мера всех вещей…». Софисты считали, что существует субъективная обусловленность знания, что знание различное для каждого человека, каждым оно по-разному воспринимается. Именно из этих предпосылок софистика развивалась, изучая речевую и мыслительную деятельность с позиции ее применения для манипулирования людьми, их взглядами, мыслями, чувствами. Не набиваются современные аналогии? Да-да, оно самое нейролингвистическое программирование, разработанное Ричардом Бэндлером и Джоном Гриндером. Поменялось только название – стало наукоемким и сложным: ) суть, как мы уже знаем, придумана Протагором. Вы все еще не убеждены в том, что древние философы-мыслители разгадали почти все загадки психологии человека? Тогда еще несколько фактов: Все мы слышали о Сократе – знаменитом мыслителе, ставшем известным, в основном благодаря своему умению вести беседы. Но как он их вел! Сократ если посмотреть реально был пионером психотерапии и анализа. С помощью беседы он обнажал то, что было скрыто под покровом сознания, за внешними проявлениями работы ума. Можно сказать, что Сократ – первый документально зафиксированный психотерапевт! Еще одна интересная особа, в значительной степени определившая становление психологических знаний – Платон. Даже принимая во внимание то, что нагородил всякой ерунды он довольно много, среди прочего он оказался автором и многих практических идей. В частности, он впервые описал феномен, который в наше время называется «внутренней речью» - то есть, по сути процесс мышления, не получивший оформления в словах. На основании этого феномена была разработана идея интериоризации – порождения внутренней речи из внешней, являющаяся на настоящее время одной из важнейших идей психологии. Отметим мысль о том, что мир, по Платону, – живое существо, душа его не в нем, а окутывает его. Чем не концепция энергетических полей (аура, биополе) вокруг живых объектов? Платон предложил также изучать душу с позиций конфликта мотивов, имеющих нравственную ценность и роль разума в преодолении этих конфликтов и приведения в целостность поведения. Вот вам и дедушка Фрейд в чистом виде с его ИД, ЭГО и СУПЕРЭГО. Все ведь так просто и открыто давным-давно (скорее всего еще и до Платона). Между прочим, интересная деталь о Платоне: он скупал сочинения Демокрита и уничтожал их, «продвигая» таким образом свои теории. Вот такие вот дела – поэтому от учений Демокрита до нас мало что дошло, в то время как сочинения «подсуетившегося» Платона сохранились почти в полном объеме (ему повезло больше – его работы не скупались злоумышленниками с целью уничтожения: ). Можно было бы приводить в пример и иных мыслителей античности и чуть более позднего периода, однако особо хочется отметить Аристотеля как личность, внесшую в то время громадный вклад в становление психологических знаний. Именно ему принадлежит первое практически научное издание «О душе», являющееся по сути курсом по общей психологии. Аристотель понимал человека как неразрывное единство телесного и духовного, ввел понятие «способность», предложил идею, позже названную биогенетическим законом ( становление человека в общих чертах является отражением развития всего органического мира в целом). Кроме того, Аристотель ставил психическое развитие человека в причинную, закономерную зависимость от его деятельности. Эти идеи были благополучно подобраны Леонтьевым и Рубинштейном, а психология обогатилась универсальным принципом «единства сознания и деятельности». Ну как? Теперь, я уверен, вы не сомневаетесь в том, что практически все наши теперешние знания по психологии имеют давность в 2500 лет? Теперь вы видите, что современные ученые просто «передрали» идеи античных мыслителей, а сами ничего нового не придумали? Да и как тут можно придумать что-то новое? Законы функционирования психики основательны, а античные мыслители были совсем не дураками, и все их подметили. Получается, что нынешние ученые в лучшем случае прибавляют хоть крупицу своего в уже давно придуманное, а в большинстве случаев просто нарекают все иными словами и выдают за свое (и то верно – надобно же как-то защищать кандидатские и докторские?!: ). |